![]() |
109074 г. Москва, Славянская площадь, д. 2 |
![]() |
м. Китай-город |
![]() |
+7 (495) 623-75-66
Факс: +7 (495) 623-47-57 |
В 1999 году Храм Всех Святых на Кулишках получил статус Подворья Патриарха Московского и Всея Руси и представительства главы Александрийской Православной Церкви Папы и Патриарха Александрийского и Всея Африки. С это же дня настоятелем храма Всех Святых на Кулишках является Афанасий (Киккотис), митрополит Киринский, всечестный и экзарх Ливийского полуострова, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси.
С этого же знаменательного дня и по настоящее время, усердием и трудами митрополита Киринского Афанасия облик и убранство храма, а также прилегающей к нему территории претерпели изменения в лучшую сторону.
В 2002-2003 годах ветхое здание дома причта капитально отремонтировано, обложено кирпичной кладкой, покрыто металлочерепицей. Из стоящего близ дома причта и находящегося в аварийном состоянии двухэтажного здания в 2004 году было выстроено замечательное двухэтажное здание архиерейского дома. В 2006 году на пустующем пространстве церковного двора было заложено, а в 2008 году благополучно отстроено новое двухэтажное здание; первый этаж которого представляет собой офисную часть и приемную митрополита, а на втором этаже расположены комнаты отдыха духовенства подворья.
В 2007 году здание Храма Всех Святых на Кулишках было капитально отремонтировано снаружи, произведена реставрация фасада с частичной заменой кирпичной кладки. Заново окрашенное здание церкви в красно-кирпичный цвет обрело первозданную, исторически достоверную бело-красную колеровку XVII в., заново перекрыты купола и крыша храма медными листами. В том же году асфальтовое покрытие двора вокруг храма было заменено на каменную брусчатку.
За прошедшее десятилетие внутреннее убранство церкви подворья украшено благолепием. Полностью капитально отремонтирован алтарь с заменой отопления, оконных рам и мраморных подоконников. Вызолочены заново иконостасы, большая часть храмовых икон покрыта серебряными ризами с самоцветными камнями, лампады заменены на серебряные литые. Произведено восстановление первозданной чистоты настенной росписи по всему храму подворья.
Наибольшие по сложности и трудоемкости работы выполнены в 2009-2010 годах полностью заменен фундамент из известняка, отсыревший с годами, на монолитный бетон, установленный на утопленные в грунт домкратами железобетонные трубчатые сваи. Под первый, нижний, с годами оказавшийся под землей ярус храма, подведена монолитная железобетонная плита. Между монолитной плитой и железобетонным фундаментом восстановлен технический подвал. Таким образом, удалось остановить трещинообразование в несущих стенах храма и предотвратить возможное разрушение наклонившейся от времени колокольни. На новых (вместо старых дубовых) сваях, и новом монолитном фундаменте, Храм Всех Святых подворья Александрийской церкви простоит теперь без всяких повреждений, не одно столетие. Работа продолжается, и по сей день.
Александрийская Церковь, основанная святым апостолом и евангелистом Марком, ныне является вторым по значению Патриархатом после Константинопольского. Каноническая территория Александрийской Церкви — страны Северной, Центральной и Южной Африки. Сейчас Александрийская Церковь насчитывает около 300 тысяч верующих, которые объединены в 5 египетских и 9 африканских епархий. Патриаршая резиденция находится в Александрии в Египте.
Возглавляющий ныне Александрийскую Церковь 116-й Патриарх Александрийский Блаженнейший Феодор, родился на острове Крит (Греция) в 1954 году. С 1985 до 1990 года проходил служение в Одессе в качестве представителя Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси. В 1990 году он был хиротонисан во епископа Киринского. Избрание Блаженнейшего Феодора Предстоятелем Александрийской Православной Церкви состоялось 9 октября 2004 года, чин интронизации был совершен 24 октября того же года.
6 октября 2007 года Блаженнейший Феодор II прибыл в Москву с первым официальным визитом со времени избрания Его Блаженства Предстоятелем Александрийской Православной Церкви. 7 октября 2007 года в храме Всех Святых на Кулишках, который является Подворьем Александрийской Церкви, Его Блаженство совершил Божественную литургию.
Примечательно, что до революции 1917 года Александрийское подворье в Москве размещалось неподалеку, вблизи Солянки, и находилось при храме свт. Николая в Подкопаях.
Краткая история основания Александрийского подворья в Москве такова. 24 октября 1850 года в Канцелярию Обер-Прокурора Святейшего Синода в Санкт-Петербурге обратился Александрийский Патриарх Иерофей с просьбой «о дозволении отправить в Россию Епископа для сбора пожертвований на удовлетворение нужд Александрийской Патриархии вместе с донесением Архимандрита Порфирия о состоянии Александрийской церкви». Александрийский Патриарх писал: «...Следую по стопам приснопамятных предстоятелей, предшественников наших, Патриархов сей Церкви, в крайних нуждах и затруднительных обстоятельствах и мы прибегаем к тому же пристанищу, к которому ныне прибегают все вообще и в частности Православные христиане в бедственных случаях... Прошу Вашего отеческого содействия в отправлении отсюда в Богоспасаемую Российскую Державу одного Епископа достойного милости Его Императорского Величества и братской любви Вашей, для сбора пожертвований по примеру церквей Антиохийской и Иерусалимской». В Россию был пропущен епископ Фиваидский Никанор с двумя монашествующими для сбора пожертвований в пользу Александрийской Патриархии. А в 1853 году епископ Никанор подал прошение о выделении места при каком-либо московском храме или монастыре для обустройства Александрийского подворья. Вначале епископ занимал помещение в Симоновом монастыре, затем рассматривалась возможность выделения помещения в Новоспасском или Донском монастырях. В этом же году было решено открыть Александрийское подворье при храме свт. Николая в Подкопаях, который был в то время приписан к Иоанно-Предтеченской церкви бывшего Ивановского женского монастыря, как сильно пострадавший после пожара в неприятельское нашествие 1812 года, но к 1853 году уже приведенный в надлежащее благолепие. Так в Москве было основано представительство Александрийского Патриарха.
Александрийские Патриархи часто сносились с Обер-Прокурором Святейшего Синода, Канцелярией Его Императорского Величества, Императорским Дипломатическим Агентством по поводу разных нужд Александрийской Патриархии и все время находили поддержку Синода и Августейшее покровительство.
Среди архивных материалов сохранился интересный документ 1884 года с ходатайством о награждении и характеристикой Александрийского Патриарха, Блаженнейшего Софрония: «Александрийский Патриарх Софроний, бывший два раза Патриархом Вселенским, горячо любим своею паствою и пользуется огромной популярностью в среде греческого населения, как в Египте, так и вне Египта. Вместе с сим Блаженнейший Софроний являет постоянно примерное беспристрастие в национальных вопросах и пользуется равным уважением и любовью, как между греками, так и между православными арабами. Благодаря его редкой в Греции национальной терпимости, в паствах его господствует тишина и спокойствие и национальное соперничество между греками и арабами в Египте не обостряется. Авторитет маститого старца удерживает и тех и других в пределах благоразумия. Императорское Дипломатическое Агентство, пребывая постоянно в самых искренних и откровенных отношениях с Блаженнейшим Софронием должно отдать полную справедливость его примерной жизни, благоразумию и политическому такту... Блаженнейший Софроний имеет Российский Императорский Орден Св. Анны I степени, полученный им весьма давно. Всемилостивейшее награждение престарелого Александрийского Патриарха Орденом Св. Александра Невского было бы мерою справедливою и чрезвычайно популярною среди православного населения Египта...»
Нынешнее Александрийское Подворье при храме Всех Святых на Кулишках под непосредственным руководством митрополита Киринского Афанасия участвует в попечении Александрийского Престола о поступательном развитии теснейших духовных отношений с Русской Православной Церковью.
Данное Подворье — носитель и выразитель греческого Православия — есть столп и, вместе с тем, мост общения двух Церквей — Александрийской и Русской, двух народов — греков и русских, двух исторических явлений единого церковного Предания — греческого и русского, не растворяющихся, однако, друг в друге.