![]() |
105122, Москва, Измайловский проезд, 28 |
![]() |
от ст. метро «Преображенская площадь» автобус № 230 до остановки «Школа»; от ст. метро «Щёлковская» автобус № 52, троллейбусы № 32, 41 до остановки «Зоомагазин», далее пешком; от ст. метро «Измайловская» автобус № 34 до остановки «Измайловский пр.», далее пешком. |
![]() |
(499) 164-28-77 |
Храм, центр церковной жизни, соединяет в себе земной и небесный миры. Здесь все — иконы, утварь, пение, чтение — свидетельствует об этом единстве. Мы можем осознать себя «согражданами святым и своими Богу», участвуя в богослужениях, приобщаясь Тела и Крови Иисуса Христа, Являющегося «краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2:21). История храма не сводится к рассказу о его архитектуре и иконах. Его прошлое состоит из событий приходской, семейной и частной жизни. Веками это ощущение сохранялось благодаря семейной преемственности прихода: люди, стоявшие рядом на церковной службе, выросли в храме, который был свидетелем жизни их предков. Приход представлял собой семью с общей судьбой, особенно в сельских храмах, к каким относился до 1935 года Христорождественский храм в Измайлове. Потрясения XX века нарушили эту естественную семейственность церковного прихода: некоторые роды прекратили свое существование, какие-то семьи вынуждены были покинуть малую родину, кто-то оставил веру своих предков.
В стремительно меняющемся мире остро осознается необходимость восстановления связей с прошлым храма как живого организма, членами которого являемся мы. Данная книга создана с этим сознанием. Ее издание будет оправдано, если она поможет нам вновь ощутить своим домом храм Рождества Христова, его прошлое — своей историей, а церковный приход — своей семьей.
Освоение территории современного Измайловского района проходило в конце XIV века. По крайней мере, к концу первой половины XV века село Измайлово уже существовало. Оно располагалось на территории современного Серебряного острова, к северо-востоку от Покровского собора. Первыми владельцами села, вероятно, были московские великие князья. Царь Иван Грозный в 1550—1560-х годах пожаловал Измайлово боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии Романовой. С тех пор село находилось в вотчинном владении семьи Романовых.
Последний потомственный владелец села Никита Иванович Романов умер бездетным, поэтому село перешло его племяннику царю Алексею Михайловичу. В 1663 году он решил создать здесь крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотские дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора.
Для воплощения царских замыслов в Измайлово были переселены крестьяне из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Их дворы разместились на пустоши Хоругово и образовали Новую слободу села Измайлова. Эта слобода располагалась в районе современных улиц Никитинской, 3-й Прядильной и Измайловского проезда. Для жителей слободы и была выстроена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая.
Образцом для Измайловской усадьбы послужила Александрова слобода, одна из любимейших усадеб Ивана Грозного. Алексей Михайлович стремился подражать своему грозному предшественнику особенно в начале своего царствования и поэтому в новой усадьбе воспроизвел посвящения престолов. Покровский собор первоначально строился «против образца соборные церкви что в Оликсандрове слободе...», а церковь Рождества с Никольским приделом, видимо, соотносилась с древнейшими посадскими храмами Александровской слободы Рождества Христова и святителя Николая чудотворца. Посвящение третьего престола измайловской церкви Казанской иконе Божией Матери характерно для храмов дворцовых сел, поскольку государи из дома Романовых и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили Казанскую икону Божией Матери, явившей Свое заступничество в Смутное время и способствовавшей утверждению новой династии. Именно поэтому строившийся тогда же дворцовый храм в Коломенском был посвящен Казанской иконе Богородицы.
Точно неизвестно, когда было начато и окончено строительство деревянной церкви. Вероятно, она была завершена к 1664 году, так как первые сведения о совершении богослужения в ней относятся к лету этого года. Нельзя ничего сказать об архитектуре и внутреннем убранстве деревянного храма. Известно лишь, что часть храмовых икон в 1665 году писали костромские мастера Сергей Васильев Рошков, Петр Аверкиев Дунаев, Дмитрий Емельянов Пушкарев и Фрол Леонтьев. Ими были написаны образы Рождества Пресвятой Богородицы, святого великомученика Никиты и Всемилостивого Спаса с припадающими святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Последняя икона сохранилась и стоит справа от царских врат в центральном храме. К этому кругу принадлежат и другие образы современного центрального иконостаса: храмовая икона Рождества Христова на правом клиросе, икона Введения Пресвятой Богородицы на левом клиросе и святых мучеников Флора и Лавра.