Адрес:

109028, Москва Старосадский пер., 11, стр. 2

Схема проезда: м. «Китай-Город», выход к Солянке, далее по Солянскому проезду и ул. Забелина
или трол. 63, 45 до ост. «Метро Китай-Город»
Телефон Храма:

 

В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря.

«Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы.
Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита.

В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 годами. По всей вероятности церковь тогда была деревянной.

При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…»

Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается предел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна.

Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в.
Интересно отметить изменения в названии храма. Деревянная церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». При каменной церкви постройки Алевиза Нового уже не было великокняжеского двора, но оставались сады, и церковь с того времени именуется «Святой Володимир в Садех». В самом конце XVII в. в Кремле устраивается царский Новый сад, и церковь именуется уже «Князь-Владимирская, что в Старых Садех».

До 1711 года при церкви святого князя Владимира, что в Садех, была Патриаршая богадельня, где призревалось от 41 до 88 человек мужского и женского пола.

В житии преподобного Илариона, основателя знаменитой Флорищевой пустыни (скончался он митрополитом Суздальским в 1707 году) описан случай изгнания беса, который историки связывают с упомянутой богадельней.

В 1666 году «в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…» Тогда Государь благословил преподобного Илариона изгнать нечистого духа. «Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…»

В настоящее время на месте Патриаршей богадельни стоит двухэтажный каменный дом причта. В дальнейшем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX вв. основными причинами ущерба были стихийные бедствия.

Так в 1718 г. погорели кровли на алтарях, трапезе, колокольне и церкви. 30 мая 1737 г. во время опустошительного пожара в Москве храм выгорел. Вдова стольника Ф. П. Вердеревского Татьяна Федоровна, похоронившая мужа рядом с его родственниками в приделе святых Бориса и Глеба, взяла послепожарный ремонт «на свое иждивение». В 1787 г. «…после бури, некоторые кресты на церкви поколебались, и прихожане испрашивали дозволения вызолотить их, утвердить главы на оной церкви и листовым железом покрыть и вместо деревянной кровли, имеющейся на той церкви, вновь таковым же железом покрыть». В 1794 г. в царствование императрицы Екатерины II осуществили роспись стен храма. В 1812 г. во время нашествия наполеоновских войск церковь вновь пострадала от пожара. Пожар был значительный, так как после него церковь была приписана к церкви Косьмы и Дамиана на Покровке, а уцелевшее от пожара имущество хранилось в Ивановском монастыре. Несчастье обрушилось и на прихожан — пожар уничтожил 16 домов, и среди них 4 дома священнослужителей. Несколько лет церковь не действовала. Владимирскую церковь, «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода», уже считали возможным разобрать.

За сохранение церкви стал хлопотать действительный статский советник Михаил Вольский. В июле 1813 г., ссылаясь на уважение к памяти св. князя Владимира, «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм», он просит разрешения «исправить церковь на свой кошт». После ремонта главный храм и придел святых князей Бориса и Глеба были освящены 19 ноября 1819 г. Придел же во имя святых мучеников Кирика и Иулиттты был освящен только в 1827 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.

Храм возобновлялся и в 1874 г., при этом особая роль принадлежала старосте Павлу Васильевичу Патрикееву, который заменил разваливающийся от старости иконостас, вызолотил все ризы на иконах, а частично сделал новые, возобновил, почти исчезнувшую от времени живопись, поставил новые паникадила и подсвечники, отделал заново придел Бориса и Глеба, поставил на куполе и колокольне новые позолоченные кресты.

К этому времени церковь в процессе многочисленных послепожарных ремонтов уже претерпела ряд существенных изменений: была перестроена колокольня XVII в.; были разобраны завершения стен основного объема Владимирской церкви в виде кокошников; многие архитектурные детали оказались скрытыми на чердаках; потерял свое завершение придел святых Кирика и Иулиттты. До 1812 г. при храме было обширное кладбище. С погоста храма еще в конце XIX в. на запад открывался вид на значительную часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и на сами горы. Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский женский монастырь. Главный храмовый праздник в монастыре — день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) — праздновался также и в храме Крестителя Руси.

В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки.

Храм посвящен тому, кто крестил Русскую землю, кто дал нам христианство. Святой равноапостольный князь Владимир был правнуком Рюрика, внуком святой равноапостольной княгини Ольги и младшим сыном князя Святослава. В начале своего княжения он был ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей великой бабке, увидел заблуждение язычества и стал искать истину. После долгих поисков великий князь решил принять Православие. Летопись говорит, что ему было 25 лет, когда он крестился, а в 988 г. произошло величайшее национальное событие — Крещение Руси. Князь Владимир принял веру Христову всей широтой своей русской души; его обращение к Богу было искренним. Из языческого идолопоклонника и сластолюбца он превратился в рассудительного и человеколюбивого правителя. Он проявлял великое милосердие к нищим и убогим, следуя евангельской заповеди: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).

Тридцать три года восседал на престоле киевском равноапостольный князь Владимир; двадцать восемь лет правил Русью уже, будучи крещеным. И все эти годы князь способствовал распространению в стране просвещения, возводил церкви и города и при этом успешно отражал нападения недружелюбных соседей. За добрые дела и неустанную заботу о государстве русский народ стал ласково величать великого князя Владимиром Красное Солнышко.

Вместе со святым Владимиром изменилась и вся Русь — из страны варварской она превратилась в Святую Русь, и в ней просиял целый сонм святых, а сыновья его Борис и Глеб стали первыми святыми, прославленными Русской Церковью. Начало празднования князю Владимиру как великому угоднику Божьему и заступнику земли Русской установилось во времена Александра Невского после его победы на Неве, которая произошла в день памяти великого князя Владимира — 15 июля (28 июля по новому стилю).

Шесть веков на горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства»; на этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие, наконец, революция и гонения на Церковь в XX в. Два священника Владимирского храма — священномученик Александр Покровский (служивший здесь с 1909 г., сначала диаконом, а в 1919–22 гг. священником) и священномученик Владимир Амбарцумов (служивший в храме в 1928–30 гг.), прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Оба они были расстреляны на Бутовском полигоне в 1937 г. Последний настоятель — священник Сергий Борделиус (в монашестве Феодор) служил во Владимирском храме с 1927 г. Арестованный в начале 1932 г., он скончался в Бутырской тюрьме 7 апреля (на праздник Благовещения) во время следствия. После о. Сергия Борделиуса с мая 1932 г. во Владимирском храме служил священник Евгений Климентовский. Его арестовали 26 января 1933 г., а храм был закрыт по постановлению президиума Мособлисполкома от 23 марта 1933 г.

В 1937 г. церковь стали разбирать, но не кончили. В изуродованном виде — лишенная глав и внутреннего убранства — она простояла до 70-х гг., когда к Московской Олимпиаде 1980 г. началась медленная реставрация. В конце 1990 г. храм был передан Православной общине. Освящение храма св. князя Владимира и первое богослужение в нем состоялось 24 мая 1991 г. в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

 

Гарантии Закрыть
Городская Специализированная Похоронная Служба работает уже в ритуальной сфере с 1998 года.

В нашей службе только прозрачные цены, без скрытых подводных камней. Вы ни чем не рискуете, пригласив агента к себе домой, никто не будет насильно навязывать вам те или иные услуги или принадлежности. Предварительную смету вы можете составить уже по телефону с диспетчером, а приехавший к вам агент, мягко и тактично подскажет Вам, как лучше и быстрее оформить все документы.

Если Вы решите все делать сами, агент подскажет какие принадлежности выбрать ,что бы это не превышало рамки Вашего бюджета. Всегда будет на связи с Вами и напомнит или подскажет, какой следующий шаг Вам нужно сделать. Поддержит и успокоит Вас в тяжелое для Вас время.

У нас лояльная система скидок и индивидуальный подход к каждому человеку. Антикризисный прейскурант цен.